Aftermarket
В самом начале повальной чопперизации всей страны байкеры были вынуждены изготавливать все детали сами. Многие из изготовителей заметили внимание, которое вызывали на улицах их чоппы, и стали изготавливать подобные детали сначала для своих друзей, а затем и на продажу. Такие детали называют "aftermarket parts", в отличие от оригинальных "Харлеевских" запчастей. Вскоре на чопперстрое начала кормиться целая индустрия aфтeрмaркeта. В течение семидесятых годов появлялись и исчезали тысячи компаний, делающих детали для чоппа. Ассортимент диктовался условиями рынка - то есть модой на определённые детали, а так же тем, что переставал выпускать или просто не доводил до ума "Харли-Дэвидсон".
После того, как "Харли" перешёл на рамы с задней подвеской, появилась куча предприятий, штампующих hardtail или целые rigid рамы, причём многие из них сразу предлагали свои рамы с любым углом и высотой шеи рамы. После того, как каплеобразные баки от "Мустанга" стало доставать всё сложнее, многие начали делать их сами. Позже к общему набору баков в продажу начали поступать "coffins" и "diamonds". HD полностью перестали выпускать пружинные вилки в 1949-м году и aftermarket откликнулся на это своими вилками всевозможной длины и ширины. Самые известные компании, выпускающие такие детали, были "Paughco" и "Jammer", которые функционируют и теперь.
Удлинённые трубы гидравлической вилки на байке Капитана Америки из фильма "Easy Rider" были сделаны компанией "Forking by Frank", ныне здравствующей. Oригинальный Харлеевский карбюратор ("Linkert", а позже "Bendix") всегда оставлял желать лучшего, поэтому появилась компания "S&S", сделавшая свою версию карба, который мгновенно стал бешено популярным. Теперь они выпускают целые двигатели, сделанные на базе харлеевских, но значительно превосходящие оригиналы по качеству, мощности и объёму. После того, как многие байкеры начали строить строукеры, появилась компания "Truet & Osborn", выпускающая stroker flywheel (маховик) с удлинёнными шатунами. Многие компании стали выпускать более широкие поршни для тех, кто растачивал цилиндры. Имена таких компаний, как "Drag Specialities", "Custom Chrome", выпускающих кучу различных aftermarket деталей, стали повсеместно известными. Уже к середине восьмидесятых годов можно было склонировать "Харлей", используя исключительно aftermarket детали. Все эти копании, с одной стороны, делали работу более простой, но, с другой стороны, они сильно коммерциализировали чопперостроение и сделали чопперы доступными для простой публики.
Мотоциклетная пресса
В шестидесятые-семидесятые годы пресса в Соединённых Штатах была более свободной и не была тем, что сейчас называется "политически правильной". Дух свободного байкерства и чопперостроения проникает сначала в хотродовские журналы, потом в обыкновенные журналы, посвященные мотоспорту. Но все эти издания не могли полностью отразить все аспекты движения, и вскоре появились чисто байкерские органы печати - "Easyriders", "SuperCycle", "Street Chopper", "Big Bike". Кормились они за счёт подписки и рекламы aftermarket компаний.
Правда, на самом деле держалось всё на энтузиазме и почти пионерском задоре простых байкеров, которые полностью посвятили всё своё время любимой теме - байкерскому образу жизни и чопперам и пытались донести всё это до своих читателей. Перелистывая пожелтевшие байкерские журналы тех лет, сам невольно проникаешься духом старого байкерства и хочешь всё бросить и с головой удариться в разработку сумасшедшего чоппа. Но к середине восьмидесятых все начало меняться. Редакция журнала старела - идейность заменилась коммерческим духом, журналы стали целовать задницы HD, мастерам по чопперостроению и крупным aфтeрмaркeт-компаниям, платящим им за рекламу. Большинство старых журналов просто пропало, "Street Chopper" поменяли свое название на "Hot Bike", как бы подчеркнув то, что они отходят от канонов чопперства. "Easyriders" превратились в жалкую пародию на самих себя. Теперь журнал скорее напоминает "Playboy", в который для понта между силиконовыми сиськами втиснули пару мотоциклов, каждый из которых стоит по 60-100 тысяч долларов, и никогда в жизни не нюхавших асфальта. Правда, и на старуху бывает проруха, и раз в год там проскакивают крутые чоппы. Так, совсем недавно появилась статья о суперкрутом чоппере "Grease monkey", построенном апостолом чопперостроительства Индианом Ларри из Нью-Йорка. Но такие всплески являются в наше время скорее исключением, чем правилом.
"Show bikes", последняя разновидность - "digger"
Хотродеры издавна выставляли свои творения на Хотрод-шоу, и многие плоды их фантазий превращались просто в произведения искусства - выставочные экспонаты, ездить на которых зачастую было просто невозможно. В середине шестидесятых на Хотрод-шоу начинают появляться навороченные байки, вскоре это переросло в целые Байк-шоу.
Из общего количества чопперостроителей начинают выделятся так называемые Master Builders (мастер-билдеры) - гуру от чопперостроения. Становятся известными такие имена, как Arlen Ness, Ron Simms. Большинство из них начинали с чоппов, правда, те тяжеловесные аппараты со стоимостью под 100 тысяч баксов, которые они строят сейчас, не имеют с чоппером ничего общего.
Многие чоппы, построенные в мастерских этих мастеров, как в своё время многие хотроды, потихоньку начинали терять свою функциональность. Представьте себе чоппер с вилкой, уходящей за линию горизонта, причём длина её равна длине солидного грузовика "Piterbuild" с полным прицепом-трэйлером. Все металлические части полностью хромированы, отдельные элементы покрыты золотом, бак и рама выкрашены в ярко зелёный перламутровый металлик с синими и фиолетовыми "чопперфлэймами", набрызганными в разных слоях лака, чтобы добиться 3D эффекта. Ape hangers и sissy bar, уходящие под облака, причем sissy bar украшена позолоченными ампирными ангелочками. Весь двигатель покрыт замысловатыми арабесками гравировки; выхлопные трубы, сваренные из более чем 200 отдельно выгнутых элементов, напоминающих собою двух переплетённых в смертельной схватке удавов. Суперчарджер, свисающий с левой стороны; ремни первичной открытой передачи (open primary) и суперчарджера окрашены во "флэймы" ярко пурпурного цвета; belt drive (ременная передача) окружена золотой решёткой в виде паутины, на которой сидит золотой паучок с рубиновыми глазами; точно такой же паучок украшает ручку переключения скоростей. Это сооружение при всей своей эффектности просто физически не может передвигаться своим ходом. Более того, даже перевозка с места на место сопряжена с определёнными трудностями. Таким образом, появилась разновидность чисто выставочных чопперов - "Show choppers", правда, некоторые отважные или обкуренные владельцы таки пытались на них ездить. Естественно, ни один уважающий себя hardcore байкер на такое не сядет и даже более того, просто плюнет в сторону этакой скульптурной композиции.
Кроме этого, в конце семидесятых появилась кратковременная тенденция строить чоппы на базе многоцилиндровых японских мотоциклов, от которых патриотичных hardcore байкеров просто выворачивало наизнанку, из-за чего тенденция не прижилась и в начале восьмидесятых в штатах полностью заглохла.
В конце семидесятых появилась последняя разновидность чоппера - "диггер". Этот подвид вышел из мастерских мaстeр-билдeров из Бэй Эриа, штат Калифорния. Диггер - это чопп, сделанный под сильным влиянием дрэгстеров. Посадка очень низкая, вилка не короткая, рама вытянута вперед с очень большим рэйком, бензобак крошечный, сильно вытянутый "diamond", руль - низкие "drag bars" или низкие "pullbacks", двигатель - чаще всего хорошо оттюнингованный и сильно модифицированный "Sportster", хотя попадались экземпляры на базе японцев и Big twins, заднее колесо - обычно широкое, как у дрэгстера. Идея чопперного облегчения в диггере достигла апофеоза. Очень многие диггеры были снабжены супер-чарджерами, турбинами или хитроумными двойными карбами, висящими сбоку, типа "Dell'Orto" или "Veber". Само название "диггер" говорит о том, что аппарат просто разрывает , вскапывает асфальт задним колесом. "Диггер" был последним видом чоппа. После того, как они вышли из моды в середине восьмидесятых, чопперостроение начало входить в упадок.
Harley-Davidson и чопперы
Harley-Davidson довольно долго просто игнорировали чопперостроение, более того, для них чоппер прежде всего ассоциировался с outlaw байкерами, от которых компания старалась открещиваться всеми силами, и которые сильно подрывали имидж HD. Понятное дело, одна идея о том, что продукт компании является предметом культа и неотъемлемой частью жизни для отпетых бандитов, не могла не отпугивать от "Харлеев" простых обывателей. И даже то, что полиция в Соединенных Штатах тогда использовала те же мотоциклы, никак не исправляла дела.
Но в конце концов один из молодых дизайнеров фирмы, Willy G. Davidson - потомок одного из отцов основателей - понял, что компания теряет массу денег из-за того, что чопперный стиль просто игнорируется, не говоря про здоровый кусок рынка, который у них отхватили aftermarket компании. В то время на вооружении компании стояли в основном две линии моделей - XL ("Sportster") и FL. FL - это здоровенные "Big Twin Electra Glide" с огромадными пластиковыми седельными сумками, широкой резиной и огромными тяжёлыми крыльями - именно эти байки из-за большего объёма двигателя служили сырьём для чоппов. Идея Вилли Джи заключалась в создании гибрида XL и FL - "FX Super Glide". Эта помесь представляет собой FL с небольшими компактными крыльями, значительно уменьшенным сиденьем, без седельных сумок и с лёгкой XL-ной вилкой ("narrow glide").
Следующим шагом к фабричной чопперизации было появление FXWG - "Wide Glide" - тот же FX, но с широко расставленной Wide Glide вилкой, слегка увеличенным углом шеи рамы и forward controls - вынесенными вперёд педалями управления. Для пущего форса бензобак FXWG украсили красные "чопперфлэймы". Эти модели позволили фирме значительно поправить свои дела в начале восьмидесятых, но, вместе с тем, многие байкеры начали ездить на серийных машинах, не видя больше особой нужды в строительстве чоппа.
Очищение
В середине восьмидесятых повальное чопперостроение приходит в упадок. Движение стало предельно коммерческим, чопп перестал быть символом свободы, мастер-билдеры сделали себе имена на чопперах, но, тем не менее, сами перестали строить чоппы, перейдя сначала на "Low Riders", а потом на "Fat bikes". Harley-Davidson сделали модели, которые не слишком нуждались в переделке, более того, восьмидесятые годы принесли с собой целый бум вокруг "Харлея".
Однопроцентовые байкеры в восьмидесятые годы старались менее выделяться из общей толпы. Aftermarket убил инженерную мысль и индивидуализм. Практически всё, что нужно для постройки чоппа, можно купить прямо с полки в мотомагазине. Для мастер-билдеров идея чоппера - чистого, облегчённого мотоцикла не подходила с коммерческой точки зрения: чисто психологически проще заломить цену за байк, на котором куча наворотов, чем за чопп, с которого, наоборот, всё снято.
Но чопперостроение не умерло, hardcore байкеры продолжают строить чоппы, правда, выглядят они несколько по-другому. Байкеры при постройке чоппа в наше время пытаются совместить некоторые традиционные детали с функциональностью и общей простотой конструкции. Hardcores начали укорачивать вилки, убирать sissy bars, ставить простые "Shotgun" трубы, придерживаться минимализма в покраске (в основном преобладает чёрный цвет, зачастую даже матовый, как бы в знак презрения к дорогостоящей, суперяркой и броской покраске творений мастер-билдеров). Становятся более популярными простые и удобные "drag bars", часто появляются крайне полезные детали, которые ещё пять лет назад считались крамольными, как то: передние дисковые тормоза и нормальное ножное переключение скоростей, стабилизатор руля и т.д.
Большая часть проектов собирается полностью на базе афтемаркета. Очень популярны двигатели от S&S Super Stock, значительно превышающие HD по лошадиным силам, кубатуре и надёжности. Большую часть этих чоппов даже не возможно назвать "Харлеем". Основным принципом сейчас является "Clean" - чистота и простота конструкции. Вся проводка и линии маслопровода прячутся для того, чтобы визуально очистить конструкцию.
Появляется журнал "Iron Horse" - последний настоящий байкерский журнал, который никогда не пресмыкался перед Harley-Davidson или другими компаниями и всегда публиковавший материалы о крутых чоппах домашней постройки. Правда, из-за некоторых технических трудностей журнал поменял название и теперь публикуется как "The Horse Backstreet Choppers". Последние годы многие мотолюбители стали разыскивать старые, "чопнутые" модели "Харлеев" ("Flatheads", "Panheads") и реставрировать их до оригинального вида, при этом все сумасшедшие детали чопперного периода идут за бесценок на swap meet.
Порою какой-нибудь байкер, с заспанной с бодуна мордой, прогуливаясь по территории swap-а, случайно уткнётся глазами в торчащую из кучи хлама "Springer" вилку, на 8 футов длиннее стандартной, и чисто машинально приобретёт её за полтинник, получив в нагрузку стопку пожелтевших и потрепанных чопперных журналов. С этого момента этот человек обречён! Сам не зная того, он приносит себя в жертву на алтарь забытых им богов чопперостроения. Байкер потеряет покой и сон, его бюджет понесёт значительный ущерб, но, после нескольких месяцев упорных работ, из гаража на всеобщее обозрение выйдет Чопп, выдержанный в лучших традициях старого чопперостроения. Гордый создатель с рёвом понесётся по улицам города, пугая обывателей. Ветераны-байкеры, глядя ему в след, будут прятать улыбку в седых бородах, вспоминая молодость, hardcores покажут ему большой палец, менты будут давиться от злости, молодёжь станет смотреть с завистью, женщины - с обожанием, RUBs будут стыдливо сворачивать с дороги, заметя крутой чопп в зеркалах заднего вида.
Новоиспеченный чопперист будет переполнен тем самим чувством, которое когда-то испытывал кузнец Шульц/Йохан/Ганс... Он - владелец единственного и неповторимого в мире байка, каждая линия которого отражает его внутренний мир, его собственное восприятие гармонии асфальта, стали и человека. Но, в отличии от Шульца/Йохана/Ганса, он не будет одинок - за его плечами стоят тысячи outlaw байкеров и пробуждённые им боги чопперостроения.
|